Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала основные результаты исследования российского рынка WID и смартфонов за первое полугодие 2009 г. По итогам периода общий объем продаж устройств WID и смартфонов на российском рынке, составил 676000 штук, при этом объем продаж собственно WID (коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) составил 165000 штук (24,4%), на долю смартфонов пришлось 511000 штук (75,6%).
В абсолютном выражении при сравнении с итогами I полугодия 2008 г. рынок показал падение примерно в два с половиной раза. Заметно больше пострадал сегмент WID. Сектор смартфонов, традиционно более инертный, пострадал меньше, в основном вследствие позиционирования в более низкие ценовые ниши. В сегмент WID вошли все устройства, имеющие крупный и/или сенсорный экран, а также алфавитную клавиатуру, в сегмент «смартфоны» включены устройства с не сенсорным экраном и цифровой клавиатурой (преимущественно это устройства на базе платформы Symbian, но также и с некоторые модели с Linux).
Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале 2009 г внушают осторожный оптимизм. Говорить о восстановлении рынка преждевременно, но тенденция очевидна (120400 устройств в I квартале 2009 г. и 442400 устройств во II квартале 2009 г.) - рост чуть менее, чем в два раза в абсолютном выражении. Десятка лидеров рынка WID по итогам первого полугодия 2009 г.: Samsung (31,31%), Apple (29,49%), HTC (13,35%), GIGABYTE (6,49%), RoverPC (4,31%), ASUS (3,4%), Mio (3,11%), Acer/E-TEN (2,73%), Nokia (2,3%), Sony Ericsson (1,76%).
От снижения объемов продаж WID пострадали, прежде всего, поставщики, сделавшие ставку на нетехнологические преимущества (стиль, мода, мобильный lifestyle и др.). Это связано с общим падением интереса к «глянцевой» тематике и материальными сложностями у покупательской аудитории, на которую, в честности, была ориентирована маркетинговая политика таких брендов, как Apple. Другой лидер рынка – HTC в течение 2008 года смещал свою продуктовую линейку в верхне-премиальный сегмент, что также не замедлило сказаться на результатах продаж в кризисный период.
Несмотря на то, что iPhone занимает второе место по объему продаж среди устройств WID, легко видеть, что некоторые прогнозы о его безоговорочном превосходстве не оправдались. Также следует учесть, что большая часть продаж iPhone в первом полугодии 2009 года инспирирована действиями операторов и розничных сетей, активно пытающихся распродать прошлогодние складские запасы iPhone 3G. Высокая доля марки Samsung обусловлена как эффективной маркетинговой активностью вендора, так и отлаженным каналом продаж (вплоть до преференция в некоторых розничных сетях). Марка HTC к концу первого полугодия 2009 года несколько оправилась от провала продаж в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г., что вызвано, во-первых, вводом новых моделей, во-вторых, естественной «очисткой» каналов сбыта от прошлогодних остатков. С нашей точки зрения, можно ожидать дальнейшего "выправления" ситуации для бренда во втором полугодии, хотя будет сохраняться довольно сильный "прессинг" со стороны других лидеров рынка (прежде всего, Samsung).
В целом же, динамика рынка WID и смартфонов положительна. Объемы продаж устройств постепенно растут. Из тенденций, определяющих развитие рынка в краткосрочной перспективе, следует отметить, прежде всего, появление в России первых устройств на базе платформы Android. Согласно предварительным оценкам аналитиков SmartMarketing доля устройств на базе этой ОС в III квартале 2009 г. (модели HTC Hero и Highscreen PP5420) составит порядка 1%, к концу года эта цифра может достигнуть 4-6% от общего объема рынка WID.
Доля платформы Windows Mobile может увеличиться в связи с анонсом Windows Mobile 6.5 и новых моделей устройств на базе этой ОС, а также массовым снижением цен на складские остатки моделей предыдущего поколения. Доля Symbian в сегменте WID, по оценкам SmartMarketing, будет испытывать негативный тренд, в связи с изменением потребительских предпочтения массового рынка и сложностями конкуренции WID устройств основного вендора Symbian – Nokia - с более мощными и функционально насыщенными WID-решениями на других платформах. Так, очередная попытка Nokia выйти в сегмент мощных устройств, с выпуском Nokia N97, оказалась не слишком удачной. Темпы роста рыночной доли iPhone также будут незначительными. Помимо исчезновения фактора «первичного спроса» на бренд, это также связано с заметным сворачиванием операторской маркетинговой активности по первой модели iPhone 3G, а также с задержкой появления следующей модели iPhone 3Gs на российском рынке.
|