С 9 по 12 апреля двери выставочного центра «Крокус Экспо» (Москва) были открыты для участников и гостей крупнейшего в России события в области потребительской электроники – Техношоу-2009, которое объединяет три ведущие международные выставки: «Фотофорум-2009» – любительское и профессионально фото и видео, HDi SHOW – аудио видео техника и домашние системы развлечений и Mobile & Digital Show – мобильные и цифровые устройства и развлечения.
10 апреля в рамках выставок состоялось главное событие для специалистов - конференция «Российский рынок потребительской электроники – актуальные вопросы и перспективы развития», а также Круглый стол по актуальным вопросам фотобизнеса.
Первая сессия конференции была посвящена общим вопросам развития рынка потребительской электроники и анализу тех событий, которые существенно повлияли на рынок за последний год.
Александр Онищук, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, открывая конференцию, представил слушателям обзорный доклад о состоянии рынка и ключевые новости. Прежде всего, он подчеркнул важность открытия в России (г. Калуга) завода Samsung. В Апрелевке заработала первая в России сеть мобильного широкополосного доступа по технологии WiMax. В первом чтении принят закон о товарном рейдерстве, которое, наконец-то, признано в нашей стране неконституционным. За последний год так и не произошло снижение таможенных пошлин на мобильные телефоны. В этом же году в России стал официально продаваться iPhone, однако, к сожалению, нелегальные поставщики к этому моменту уже по большей части удовлетворили потребности россиян в продукте. Отечественный рынок мобильной связи отмечен чередой поглощений и слияний, которые привели к контролю крупных сотовых операторов над ритейлерами. Например, компания «Билайн» приобрела «Евросеть», «МТС», в свою очередь, поглотила «Беталинк» и «Телефон.Ру», «Мегафон» стал владельцем «Цифрограда». «ИОН» принадлежит «МТС» и «Мегафон». Теперь наш мобильный рынок, по словам Александра Онищука, стал сильно напоминать западные рынки, где контракт с сотовым оператором всегда первичен, а телефон продается как дополнение к нему.
Среди негативных событий для российского бизнеса господин Онищук отметил решение ФАС о признании «параллельного» импорта, отсутствие по-прежнему закона о торговле, уход из бизнеса Евгения Чичваркина, а также перенос таможни из Москвы на границы России, которые пока не приспособлены для быстрого и качественного обслуживания.
Он описал и ряд угроз, которые существуют для отечественного рынка потребительской электроники: главной из них является кризис, которые вынуждает потребителей искать дешевый товар и обращаться к поставщикам «черной» продукции, что провоцирует недобросовестную конкуренцию, жертвами которой могут стать даже крупные компании. Нетарифное регулирование также вводит ограничения на ввоз товаров, не относящиеся к налогам и пошлинам, особенно это касается товаров с беспроводными технологиями. Ввоз радиоэлектронных средств (Wi-Fi, Bluetooth, радионяни, навигаторы и т.д.) в Россию вообще представляет собой целую проблему, из-за чего российский потребитель получает новинки всегда на 6 месяцев позже, чем западный.
Господин Онищук описал выходы из сложившейся ситуации, которые видит Ассоциация РАТЭК. Предлагается устранить, или хотя бы упорядочить контроль ввоза радиоэлектронных товаров и усилить контроль за их использованием, для чего нужно отменить положение о ввозе РЭС в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 июня 1995 года №643 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в РФ и использовании на территории РФ радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств). Главное – четко понимать, какой орган имеет право выдавать разрешение на ввоз и к кому можно обращаться с жалобами.
Что касается закона о защите прав потребителей, Ассоциация РАТЭК ведет работу над его усовершенствованием и включением в группу «технически сложных» целого ряда товаров, как то многофункциональная аппаратура беспроводной связи, многофункциональная цифровая электроника, аппаратура с ЖК-дисплеем, HDTV и другие. Хотя это приведет к ограничению прав потребителей при возврате товара, в итоге такой шаг улучшит ценовую политику компаний за счет снижения числа продуктов, попадающих в брак. Онищук рассчитывает, что проект будет принят в течение ближайших трех месяцев.
Японский исследовательский институт НОМУРА доложил слушателям о динамике изменений потребительских предпочтений на рынке электроники. Первым выступил господин Нонака – старший консультант института, который представил характеристики потребителей среднего класса в РФ. Покупательная способность населения России быстро росла в 2000-х годах и значительно опередила другие страны БРИК, и прогнозируется дальнейшее продолжение роста. В феврале 2009 года институт провел обширное исследование с анкетированием домохозяйств в десяти крупнейших городах России, которое показало, что российский потребитель среднего класса даже в нынешних условиях, в основном (более 60%), относится к уровню «премиум». Сегодня большинство покупателей очень придирчиво относится к качеству продуктов. Но при этом мы должны учитывать, что сервисная составляющая в России недостаточно развита, и в дальнейшем потребители начнут больше думать об удобстве использования товара – то есть о сервисе. Это означает, что для тех компаний, которые хотели бы успешно работать на российском рынке, важно не только завозить высококачественные товары, но и внимательно относиться к развитию сервисного обслуживания.
Его коллега, Андрей Родионов, исполнительный директор московского представительства Японского института НОМУРА, представил результаты другого исследовательского проекта, который проводился в начале прошлого года в шести российских городах. Это исследование показало потребительские предпочтения среднего класса в России. На первое место выходят товары, произведенные в Германии (45-36%), Японии, Южной Корее и Италии. Среди бытовой аудио-видео техники Япония заняла лидирующее место (уровень предпочтения колеблется в разных городах от 63% до 50%). На 2-м месте - Германия, но стремительно растет доверие к корейским товарам. Были рассмотрены предпочтения к конкретным категориям товаров, среди лидеров автомобильная, компьютерная техника, цифровая фото и видео техника.